Львовские литейщики II-ой половины XVII — XVIII вв.

На западных землях Украины во второй половине XVII века в связи со снижением военной роли городов, и, в частности Львова, уменьшилось производство орудий; в XVII веке их совсем не украшали. Основным видом художественного литья становятся колокола. Литейное производство развивается в это время не только во Львове, но и в Подгорцах, Самборе, Станиславе, Перемышле, Бродах. Широких документальных данных об изделиях этих литейных мастерских нет, есть только упоминания об их существовании. Если в XV-ХVI веках среди львовских литейщиков было немало иностранцев, главным образом немцев, то в XVII веке их стало намного меньше, а позже не было совсем. Некоторое оживление литья наступило здесь в последней четверти XVII века, о чём свидетельствует деятельность львовского мастера Григория Бельховича. В 1630 году он отлил колокол для костёла бернардинцев во Львове, украшенный четырьмя фризами растительного орнамента. Самый интересный из них — широкий фриз в верхней части, представляет собой пышную декоративную композицию из сложных растительных мотивов. По богатству орнаментации этот звон не похож на литейные изделия, изготавливавшиеся на западноукраинских землях. Ближайшие аналогии к нему можно найти на колоколах и орудиях Восточной Украины конца XVII — начала XVIII века. Упадок львовского литейства во II-й половине XVII в. связан, в первую очередь, с многочисленными войнами, которые вела Польша в то время, о чем подробно рассказывается на экскурсии по Львову отзывы о которой всегда положительные.
Памятников львовского литья начала XVIII века почти не сохранилось. Среди них — крепостное ружье 1712 г. мастера Бальтазара Вернера, калибра 22,3 мм.


Новый его подъём замечаем во второй четверти XVIII века. Среди львовских литейщиков этого времени самый известный Иван Полянский. Возможно, ему принадлежит серия из двенадцати небольших пушек, отлитых в 1740 году, которые получили название «апостолов».


На каждой есть изображение какого-то святого, три фриза — из тонких спиралевидных линий, из гирлянд и из сочных пальметт, а также герб Львова и дата «1740».


Семь пушек этой серии хранятся во Львовском историческом музее. Изделиям Ивана Полянского, наряду с традиционными, присущи и новые черты художественного оформления: предпочтение отдаётся декоративности.
Львов для детей особенно интересен тогда, когда показать им экспозицию старинного оружия, в том числе пушек.
Много продукции дал в XVIII веке львовский литейщик Фёдор Полянский. Изделия его мастерской отмечаются разнообразной орнаментикой в виде симметрично расположенных ветвей аканта с подвешенными к ним гирляндами. Лучшей работой Ф. Полянского есть колокола из часов Каменец-Подольской ратуши 1753 г., украшенные изображениями, надписями и орнаментом. Специальным назначением колоколов обусловлена их форма: они низкие и широкие. Ф. Полянский создал также колокол «Кирилл» весом около трёхсот пудов, считавшийся одним из крупнейших в Галичине. Верхняя часть колокола украшена пышным орнаментальным фризом.
Литейные мастерские производили также различные бытовые вещи — осветительные приборы, посуду, чернильницы и т.п., имевшие большое распространение вплоть до начала XIX века. По техническим приёмам и специфическим художественным оформлениям они составляют отдельный вид художественного литья.
Литые чернильницы были приземистой приплюснутой формы, с ушками для шнура, на котором они подвешивались к одежде. Украшали их рельефными изображениями в виде льва или единорога.