Кто автор известной во Львове скульптурной группы «Бой архангела Михаила с сатаной»?

По распространенному утверждению скульптурная группа «Бой архангела Михаила с сатаной» отлита около 1638 г. львовским литейщиком Каспаром Франковичем (Франком).

Скульптурная группа украшала фасад тыльной входа королевского арсенала, а сейчас находится на экспозиции в музее-арсенале. Увидеть оба объекта архитектуры и услышать рассказы о них Вы сможете на экскурсии Львов.
Однако, вернёмся к скульптурной группе… Автором этого памятника не мог быть Каспар Франкович.

Он принадлежал к известной во Львове семье людвисарей. В мастерской Франковича отливались пушки, которые славились далеко за пределами Львова, колокола. Неоспоримо, что Каспар отлил по готовой модели фигуру архангела Михаила, как были тут же изготовлены оловянные саркофаги Сенявских, Адама-Иеронима и его сыновей Николая, Александра и Прокопа. Высказывалось достаточно справедливое предположение, что фигура Прокопа отлита по модели, которую создал Иоганн Пфистер, и между фигурами Прокопа и архангела Михаила существует стилистическая общность, даже сходство в чертах лица. Но для общности авторства существуют ближние параллели — это деревянная фигура архангела Михаила из алтаря костёла с. Бище (около Бережан), которая отмечается исключительным мастерством исполнения. В металлическом и деревянном архангелах идентична трактовка доспехов, деталей, в частности перевязанной через плечо ленты с характерными украшениями, наконец, повторение формы головы и, самое главное, — сходство черт лица.
Алтарь и всё художественное решение интерьера костёла в с. Бище, создавался по инициативе Екатерины Сенявской. Очевидно, над главным алтарем работал Иоганн Пфистер, о чем свидетельствуют характерные признаки его мастерства. Окончание работ планировалось на 1638 г., хотя, на самом деле, они завершены в 1644 г. Пфистер осуществлял их в последние годы своей жизни; он умер в 1642 г.
Таким образом, совпадают по времени создания два одноименных образа. Можно предполагать, что по неизвестным причинам полностью группу Пфистер не успел сделать. К фигуре архангела была приделана изготовленная другим мастером фигура сатаны. Об искусственности их сочетания свидетельствуют подставка-подиум под правой ногой архангела и нарочитая изогнутость в колене левой ноги (архангел, очевидно, первоначально стоял на двоих, слегка расставленных ногах).
Фигуру сатаны, достаточно эклектическую, изготовлено способом литья и ковки.

Некоторые её детали и общий характер декоративности проступают в рельефной эмблеме «Св. Юрий, борющийся с драконом» с колокола, отлитого в 1633 г. Каспаром Франковичем. Вероятно, мастерская Каспара Франковича, отливая по модели Пфистера фигуру архангела, дополнила скульптурную группу фигурой сатаны. Только в таком варианте можно говорить о том, что две фигуры, архангела и сатаны, которые составляют цельную группу, создавались почти одновременно, но разными мастерами. Различие творческих позиций и эстетических требований авторов и было причиной стилевого несогласования между фигурами.
Посетить экспозицию музея-арсенала и послушать интересные данные об использовании ее экспонатов в древности можно, побывав на экскурсии Львов для детей.