Взаимовлияние западного и украинского архитектурного искусства на примере Успенской церкви во Львове.

Успенский храм во Львове является ярким примером взаимодействия западного и украинского архитектурного искусства.

Исходя из конструктивных данных церкви, можно допустить, что по первоначальному проекту её интерьер представлял собой цельный зал — здесь нефу отвечала перекрытая куполом апсида, которая мягким полукругом завершала нерасчленённое пространство.
Стремление Павла Римлянина прочитывается в широкой трактовке крупных архитектурных масс. Это стремление архитектора вытекало из ограниченных условий размещения церкви, с того, что её сооружение происходило рядом с башней, а, следовательно, монументальная тема в храме, для придания ему доминирующего положения, должна была набрать более глубокие по выразительности и содержанию черты. Братство же придерживалось трёхкупольного завершения — это требование опиралось на канонические традиции и усиливалось тогдашней идеологической позицией в борьбе против унии. Её мог воплощать Амвросий Благосклонный. В целом оставляя проект своего предшественника, он вносит изменения в архитектонически-конструктивную часть сооружения — вводит четыре опоры для поддержки центрального купола. Интерьер, таким образом, был разделён на три нефа, которым не соответствуют ни апсида, ни плафон. В украинской архитектуре такое решение внутреннего пространства относится к явным анахронизмам: следствие вынужденного компромисса.
Пластично-художественное решение подкупольного пространства и скульптурное заполнения метоп Успенской церкви близко художественной декорации жолковского костёла, что объясняется почти одновременной работой над ними Амброзия Благосклонного.

Обрамление входных дверей церкви с улицы и со двора интересно тем, что выявляет две разные по стилю основы. Мотив розеток, ритмично объединённых плетёнкой, на портале со двора происходит из искусства Италии XV в. и характерен для флорентийского окружения (Урбино). Портал со стороны улицы оформлен мотивом розеток и рельефных алмазных рустов, что является отражением ломбардских традиций. По времени появления он позднее за первый и эклектичнее.

В этих скромных порталах непосредственно воплотились две творческие индивидуальности, не похожи между собой и противоречиво контрастные по эстетическим убеждениям.
Успенский собор во Львове завершал ансамбль, достопримечательности которого, дополняя друг друга, неразрывно связаны между собой. Мужественная простота башни Корнякта, мечтательная лиричность часовни Трёх Святителей оттеняют эпическое величие церкви, в которой воплотились взгляды, культурные направления и духовное благородство заказчиков.


Именно ансамбль подтверждает мнение о творческой связи западноевропейского искусства с традициями украинской культуры. И, как пишет современный немецкий исследователь Г. Вайдгасс, в тех памятниках украинской архитектуры, отражающих связи с итальянским искусством, «понимание форм имеет столько типично восточных черт, что хоть немного самосознательному итальянцу их нельзя приписать. Даже, когда архивные источники или фамилии свидетельствуют, что мастер был итальянцем, то там, где возможно глубокое исследование, часто оказывается, что он уже далеко отошёл от присущего на родине понимания форм и сросся с эстетическим миром славянского Востока». Следует признать, что в формировании мещанской культуры во Львове принимали участие многочисленные национальности: немцы, итальянцы, поляки, греки, армяне, но определяющюю окраску ей оказывал украинский элемент. Польский историк В. Лозинский колоритно заметил: «Во Львове было мало русинов (украинцев), но много Руси».
Увидеть Руський квартал и Успенскую церковь можно во время экскурсии Львовом, которая перенесёт Вас в те бурные времена.