Ренессансные порталы Львова

В архитектуре 16-17 вв. было создано много композиционных решений порталов и обрамлений прямоугольных дверных и оконных проёмов. Обычная схема обрамления из наличников и сандриков иногда имела (особенно во Львове) своеобразные различия, в частности отделки низа подоконника скульптурной розеткой, а также использования в композициях обрамлений контрналичников, которые покрывали резьбой и мотивами так называемых ушек.
Оконные обрамления преимущественно повторяли композиции обрамлений дверей. В сооружениях Львова часто применяли надпортальные окна.

Этот своеобразный композиционный прием был распространен также в Чехии и Словакии, где такое окошко называли «Свитлык». Среди этой группы памятников следует отметить обрамление входа в светлицу Чёрная каменица во Львове, которая поражает богатством пластической орнаментации, совершенством её рисунка и моделирования.


Сложнее была композиция арочных порталов, самый распространенный тип которых включает в себя портик. Развитие их в 16-17 вв. характеризуется усилением пластичности композиционных решений. При насыщенной пластической отделке фасада портал решают в виде немного отступающего от стены портика, украшенного орнаментальной резьбой (Чёрная каменица Львов). Часто он состоит из полуколонного портика, сплошь покрытого резьбой (часовня Трёх Святителей во Львове).

Другую группу составляют порталы, в которых орнаментальная резьба играет меньшую роль, а архитектоника композиции осложняется (портал Золочевского церкви). К середине 17 в. резьба в порталах сохраняется только в виде вставок (эмблем), общее же пластическое решение их становится ещё сложнее (арсенал во Львове, замок в Подгорцах и другие).


Портал Часовни Трех Святителей справедливо считают шедевром архитектурно-декоративной резьбы 17 в. Он состоит из обрамления арочного входа, украшенного полуколонным портиком на низком пьедестале. Все его элементы густо заполнены резным растительным орнаментом. Удачно найденные соотношения архитектурных форм портала (в основе которых лежат пропорциональные соотношения функции золотого сечения) с рельефом и масштабом резьбы и общими особенностями фасада часовни составляют основу его художественной выразительности.

Можно думать, что этот портал был в то время образцом для ряда подобных порталов, от которых до наших дней сохранились только отдельные фрагменты.