Портреты сыновей спонсора Успенской башни во Львове

Константин Корнякт — православный грек, который жил во Львове в второй половине XVI в. и, разбогатев, профинансировал строительство высочайшего здания в тогдашнем городе — колокольни Успенской церкви.

Был длительное время символом для подражания. Успенская церковь — это интересный объект для изучения русскоязычными туристами, ведь деньги на её строительство давали молдавский господарь и русский царь. Её посещение обязательно, в частности, во время экскурсии во Львове на русском языке.


Но вернемся к Корняктам… В честь Константина Корнякта и даже построенной им башни сочиняли стихи, Успенское ставропигийское братство заказало его портрет, а также портреты двух его единственных сыновей. Эти портреты были вывешены на стене храма, хотя по религиозной традиции не только того, но и более позднего времени, в сакральной постройке могли быть только изображения святых…
Декоративизм портретов и их огромные размеры (единственные среди подобных того времени) были обусловлены эстетическим требованием в связи с интерьером. Поэтому главное в них отмечено в цельности цветной массы — большого красного пятна на черном фоне, что усиливало тем самым торжественно величавый характер изображений.

Такая цель продиктовала техническое средство — широкое заполнение цветом плоскостей без излишней детализации и без применения светотени, а линия контура, бескомпромиссная в своей конструктивной четкости, как-будто хранит в себе выразительную силу прошлых настенных росписей. Выделяясь среди других широтой общего замысла, два портрета сыновей относятся к поэтическим произведениям, своего рода живописным импровизациям на заданную портретную тему с образами, выпестованными в среде Ставропигии. Это определило содержание портретов, которое выходит за узкие рамки, предусмотренные иконографическим задачей. Последнее, можно догадываться, выраженное с большой долей относительности, ссылаясь на то, что Корнякты, очевидно, не обзаводились иконографической генеалогией рода. Надгробная хоругвь старого отца, отражая мещанские вкусы, не претендует на исключительность увековечения. А кроме того, дети Корнякта после его смерти хоть и не порывают связей со Львовом, но постоянным местом жительства выбирают свои имения в Перемышльских землях: в Злочковичах, Соснице, Белобоках и живут среди оппозиционно настроенной против их нобилитации шляхты. Нобилитация им не дала особых преимуществ — они не занимали государственных должностей и не дослужились к каким-либо титулам. К тому же Александр умер очень молодым, только Константин оставил потомство. Корняктам была открыта только военная служба — Константин в чине ротмистра погиб в битве с татарами в 1624 г., к этому же чину дослужился его сын Кароль Франтишек. Таким образом, не было важных вех как повода для увековечения, кроме самого факта нобилитации, единственного официального успеха рода, что и подчёркнуто в данных портретах правом ношения сабли и красной одежды. Старый Корнякт этой привилегией, как видно, не пользовался, даже гербом с инициалами.
В них, идеально облагороженных и героизированных, видели современников, наделённых высокими добродетельными качествами, как людей мужественных и благородных, справедливых и честных, готовых служить общественным интересам. Торжественной статикой подчёркнуто в каждом характере спокойную уверенность и чувство непоколебимой убеждённости, бесстрашие перед трудностями (глубже в образе Константина) и духовного просветления, искренней отзывчивости (у Александра).

Важно то, что у молодых Корняктов присутствует, как скрытое за демонстративно нарочитой позой, глубокое чувство душевной теплоты и лирических размышлений, которыми проникнуты произведения искусства, ещё тесно связаны с народным творчеством. И в колорите доминирует красный, любимый в народном искусстве, цвет, выступает контрастом до черного. Золотисто-охристые, зелёные, серебристо-голубоватые, вкрапленные с тонким чувством меры тона обогащают общее цветовое звучание. Художник, создавший эти портреты, был замечательным живописцем. Он стремился, исходя из ренессансного мышления, приблизить индивид к типовому образу, произведённому в братской среде и соответствующему определенному идеалу украинского общества. Вот это и определяет органическую целостность изображения и, несмотря на поверхностную близость к сарматской атмосфере, решительно их от неё отдаляет.
Много интересной информации о семье Корняктов Вы сможете услышать на экскурсии по Львову отзывы о которой у туристов всегда положительные!