Львовские литейщики XVI — I-й половины XVII вв.

В Украине главные очаги художественного литья в XVI — первой половине ХVII века были в Галичине и на Волыни. В середине XVI века львовские литейщики объединяются в отдельный цех. Если в предыдущие времена основным видом художественного литья были церковные колокола, то с 2-ой пол. XVI века литейщики-художники начинают заниматься отливкой пушек.


Учитывая важное значение литья для военного дела и обороны городов и крепостей, крупные феодалы и городские правительства начали уделять этому делу особое внимание. По городам и феодальным замкам начинают закладывать литейные мастерские, так называемые людвисарни. Уже в конце XV века людвисарня существовала во Львове. Она находилась в городском арсенале, позже прилегала к стене Высокого мура вблизи Королевского арсенала и, собственно, в последнем после его построения в середине XVII в. О них Вам подробно расскажут и покажут на экскурсии по Львову. В XVI в. такие мастерские заложены в Теребовле, Дубне и других городах.
Важной достопримечательностью львовского художественного литья вначале XVII в. является бронзовая пушка, находящяяся в музее Войска Польского в Варшаве. Её художественное оформление очень отличается от любых других орудий львовского производства. Задняя часть этой пушки оснащена спиральными желобами. Конец ствола имеет вид пасти дракона. На пушке есть дата – 1614 г. и имя Мартина Кампиана — выдающегося львовского патриция. Эту пушку, возможно отлил тогдашний городской мастер-литейщик Юрий, который выполнял многочисленные и разнообразные работы и, очевидно, был выдающимся специалистом. Оформление этого произведения, заказанного же богатым и опытным любителем искусства, которым был Мартин Кампиан, указывает на высокий художественный вкус её исполнителя и на требовательность заказчиков. Кампиановская пушка имеет определённое сходство с отлитой в то же время в Вильне или Несвиже пушкой мастера Мользера, автора целого ряда пушек с Несвижского замка — резиденции Радзивиллов. Однако Кампиановская пушка отличается тем, что в её художественном оформлении сохранено чувство меры и оно не противоречит функциональному назначению вещи, тогда как Мользер нередко превращал свои пушки на чисто декоративные образования в виде то античных колонн с коринфскими капителями, то фантастических чудовищ.
Известным во Львове мастером, отливающим пушки, был Леонард Гёрле. Несколько его работ выставлены в экспозиции музея-арсенала.


Единственным известным нам произведением Мельхиора Гёрле, сына Леонарда, является пушка 1573 г. По сравнению с пушками предыдущих десятилетий, она имеет массивные формы. Она украшена четырьмя фризами богатого растительного орнамента. Орнаментика и надписи выполнены достаточно высоким рельефом. Тыльную часть орудия завершает пластический маскарон льва. Суровый плоскостной стиль львовского монументального литья XVI века здесь постепенно набирает новые черты, развиваясь в сторону большей пластичности. Эти новые черты особенно отчетливо развились в украинском литья в последующие времена.
Увидеть знаменитые львовские орудия, которым по 400-500 лет, и услышать интересные факты о них Вы сможете на прогулке «Львов для детей».