Строительство Успенской церкви во Львове — рождение в муках

Ещё в княжеские времена в средневековом Львове находилась церковь Успения. Исидор Шараневич и Игнатий Ходиницький утверждают, что она находилась на месте нынешнего Латинского кафедрального собора. По их мнению, польский король Казимир III распорядился снести православную святыню, чтобы расчистить место для строительства римско-католического храма. По другим данным, она была сожжена польскими солдатами того же Казимира III во время его первого нападения на Львов в 1340 году. Вот такую трагическую судьбу имела первая православная церковь Успения во Львове.
Однако, среди украинского народа не исчезла память о своей церкви, названной в честь Успения Матери Божьей. Есть упоминания от 1421 г. о каменной церкви с таким же названием, которая уже была во Львове. Простояла она до 1527 г., когда её уничтожил известный львовский пожар. Православная община пыталась своими силами реконструировать храм, однако в 1547 г. он «распался на полы».
Автором новой каменной церкви был зачинатель львовского ренессанса Петрус Италюс (Пётр Итальянец), которого в актах величали Муратор Региус из города Лугано. Строился храм в 1555-1559 гг. (по другим данным с 1547 г.). Но в 1571 г. церковь и вся Руськая улица стали жертвой нового пожара. Вид церкви сохранился на печати братства конца XVI в. С этого изображения видно, что сооружение было достаточно мощных форм, покрытое двускатной крышей, над которой поднимались три купола. К особенностям храма относились такие элементы, как ритмизированный фриз, очевидно, аркатурный, два контрфорса, подпирающих боковую стену, и завершённый фронтоном портал с арочным проёмом. Архитектура, как видно, отмечалась компромиссностью. Здесь встречались средневековые формы с традиционными — тридольность интерьера, на чем особенно подчёркивал ктитор церкви, молдавский господарь Александр Лапушняну, а также новые ренессансные признаки — портал. Последняя деталь оказалась перспективной и многозначимой, с которой заказчик, украинская община, начавшая группироваться в братство, на том этапе могла отнестись без надлежащей оценки, довольствуясь лишь крепостной прочностью как важной ценностью сооружения. Но такая компромиссность была характерным признаком строений Петруса Италюса.
Итак, построенная Петрусом Италюсом Успенская церковь во Львове олицетворяла черты зодчества Ломбардии и украинской деревянной архитектуры. Такая половинчатость архитектурного образа церкви впоследствии была причиной потери интереса братьев к её сохранению, потому что, оказывается, руины храма можно было ещё восстановить. Но через двадцать лет братство решит построить больший и художественно значимый храм.
Начало строительства утверждал договор, заключенный в 1591 г. братством с архитектором Павлом Доминичи Римлянином. Строительство проходило в тяжелых и неблагоприятных условиях и растянулось почти на сорок лет. Препятствиями были стихийные бедствия, преимущественно пожары, и негативное отношение магистрата и отдельных католических патрициев (стоит вспомнить кражу-конфискацию камня для церкви бургомистром Львова, римским католиком Павлом Кампианом для построения своей семейной часовни), и недостаточность средств.
Тем не менее, после долгих 38 лет строительства появился качественно новый храм, своей красотой затмивший все предыдущие, и дошедший до наших дней практически в неизменном виде.


Если хотите увидеть многострадальную святыню, где молились десятки поколений православных верующих, и послушать о невероятной истории её строительства, то набирайте в интернете «Львов экскурсии» и Вам покажут и расскажут о ней и других загадочных местах города.