Скульптурная группа «Бой архангела Михаила с сатаной»

Среди монументальной скульптуры Львова выдающееся место занимает скульптурная группа «Бой архангела Михаила с сатаной». По замыслу, королевский арсенал во Львове должен был иметь эмблему в виде скульптурной группы по примеру однотипных эмблем арсеналов Антверпена, Аусбурга.

Вышеупомянутая скульптурная композиция действительно сначала размещалась на портале внутреннего двора арсенала. Её инициатор, очевидно, архитектор Павел Гродзицкий, учась в Антверпене, был знаком с тогдашними достопримечательностями этого и других городов. Можно предполагать, что впечатление от главного входа аббатства св. Михаила в Антверпене послужило отправной точкой для решения художественного образа портала королевского арсенала во Львове. Дело в том, что вход в аббатство завершает скульптурная группа с изображением боя архангела Михаила с сатаной. Однотипный характер скульптурной группы, очевидно, по замыслу архитектора, подходил для Львова, а парадный портал служил бы для неё соответствующим пьедесталом.
Если портал, сконцентрировавший достижения ренессансной архитектуры во Львове и новейших художественных решений теоретической и практической европейской мысли, воспринимался вполне закономерно, то скульптурную группу можно отнести к исключительным явлениям. Её выделяют актуальность идейно-эстетических требований, образная глубина и образцовость художественной формы. В ней воплощалась потребность в тематических, популярных в маньеристическом искусстве историй с заостренными ситуациями, с столкновениями контрастных характеров.


Все же изображение «Бой архангела Михаила с сатаной» отмечает наличие определённых нестыковок, и закономерно появилась мысль о разновременности создания каждой из фигур, прежде всего в образном решении, которое усложнило стилевое определение, потому что в образе архангела соблюдены позиции ренессанса, а в его антиподе — их возражение. Архангел Михаил изображён молодым воином, в доспехах — о его святости напоминают лишь трактованные крылья. Он относится к самым гармоничным образам львовской скульптуры первой половины XVII в. В этом воине, сильной воли и мужества, воплощена ренессансная идея о гуманном назначении человека на земле. В украинской поэзии первой половины XVII в. архангел Михаил прославляется как защитник от житейских бед и несправедливостей.
Образ сатаны отражает на себе не ренессансное, в пределах реальности антропоморфное представление этого существа, а маньеристическое под действием мистических идей контрреформации. Отсюда возвращение к готической ирреальности. Итак, в сатане объединены фантастические и натуралистические формы, с преобладанием в общей трактовке декоративности: тело человека, руки с когтями на пальцах, одна нога — человеческая, вторая — вместо ступни имеет лапу хищной птицы, голова — сочетание форм козла и пса, — такое изображение соответствует фламандской маньеристической интерпретации сатаны.
Сейчас скульптура находится на экспозиции в музей арсенал во Львове.